Следующая страница статьиПредыдущая страница статьи ВАЛ ЧИНГИС-ХАНА – ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА ИМПЕРИИ АЙСИНЬ ГУРУНЬ (ЗОЛОТАЯ ИМПЕРИЯ)


Опубликовано в журнале Приамурского географического общества
“Наука и природа Дальнего Востока” № 2, 2006 г.

[шесть страниц] [ 2 ]

Хотя северных нюйчжэней и называли «незнакомыми, дикими, непокорными», они также входили в государство киданей 契丹国 Циданьго (907-1125 гг;  переименовано в 遼 Ляо), и их вожди получали соответствующие титулы решением киданьских императоров.   

Вождь Агуда (阿骨打) из рода 完顏 Ваньянь наследовал от своего предшественника чин цзедуши и был возведен в достоинство князя (ду боцзиле – высокий вождь){10} в княжестве Нюйчжи.   Агуде удалось объединить разные роды нюйчжэней и повести борьбу с киданями, которая была весьма успешной.   На сторону Агуды переходили различные племена из государства Ляо.  

Борьба против киданей была столь впечатляющей, что приближенные Агуды предложили ему стать императором, равным императору киданей{11}. В 1115 году Ваньянь Агуда воссел на императорский престол и назвал своё государство Айсинь Гурунь (Золотая империя), заявив, что железо ржавеет, становится ломким и только золото неизменно и неломко{12}

Японцы называют этот народ зёсин 女真 (нюйчжэнь) или же зёцёку 女直 (нюйчжи). Исторические исследования японцев свидетельствуют, что зёсин (зёцёку) жили на старых землях 肅慎 Сюкусин (Сушэнь), и что Сюкусин – это 靺鞨 Мохэ. При этом по-японски иероглифы 肅慎 Сюкусин следует читать Мисихасэ みしはせ, а иероглифы 靺鞨 Маккацу - Макаци まかち.

При этом в японской энциклопедии «Кокуси даи зитэн» говорится, что みしはせ Мисихасэ или Сюкусин (Сушэнь) есть имя тунгусского племени 通古斯民族 (по-кит. - Тунгусы-миньцзу; миньцзу - племя), жившего в районе нынешних рек Сунгари, Уссури и Амура. И что этих тунгусов также называли あしはせ (アシハセ) Асихасэ.

В Северной истории はくし Хокуси (по-кит. - 北史 Бэй ши) сообщается, что Маккацу靺鞨 (кит. Мохэ) составляют государство 肅慎 Сюкусин (кит. Сушэнь), которое разделялось в то время на 7 кланов (部 бу) (в японском языке иероглиф 部 «бу» означает «часть, отделение, отдел», в ханьском языке он означает также «министерство»):

1). Клан 粟末 Сёкумацу (кит. Сумо) граничил с государством 高麗Коораи (Гаоли, Корё) в провинции Цзилинь ( Гирин), в верховьях реки Сунгари, которую тогда называли 粟末江 Сёкумацу-коо (кит. Сумоцзян).
2). На юго-востоке от него находился клан 白山部 Хакусамбу (кит. Байшаньбу). Они жили по обеим сторонам хребта Чанбошань (長白山, кит. Чанбайшань), доходя до Хамгиондо в Корее.
3). На севере от 粟末 Сёкумацу (кит. Сумо) находился клан 伯咄部 Хакутоцубу (кит. Бодобу). Ныне это район Харбина.
4). На северо-восток от 粟末 Сёкумацу находился клан 安車骨部 Ансякоцубу (кит. Аньчэгубу).
5). На восток от Сёкумацу располагался 沸涅部Фуцунэбу (кит. Фэйнебу).
6). На восток от 安車骨部 Ансякоцу (кит. Аньчэгубу) находился клан 黑水部 Кокусуибу ( кит. Хэйшуйбу).
7). На восток от 沸涅部 Фуцунэбу (кит. Фэйнебу) находился клан 號室部 Гоосицубу (кит. Хаошибу), т.е. на западном морском берегу от Хамгиондо, т.е. - места Владивостока и Никольска-Уссурийского. (Имеется ввиду западный морской берег Японского моря).

На первый взгляд в описании размещения всех семи кланов всё в порядке. Но стоит вчитаться и попробовать разместить на карте районы проживания кланов, как возникают сомнения, в первую очередь в отношении клана Хэйшуйбу. Если клан Аньчэгу проживал к северо-востоку от верхнего течения реки Сумо (современная река 松花江 Сунхуацзян, Сунгари), то получается это территория бассейна рек Ашихэ (Альчука) или Муданьцзян (в древности Хулигай, до XX века - Хурха). Тогда к востоку от Аньчэгу не может находиться долина реки Амур и клан 黑水部 Хэйшуйбу. А это значит, что под рекой Хэйшуй имелся ввиду не Амур, а какая-то другая река, хотя в современных различных исторических источниках реку Амур (наряду с другими названиями) иногда называют Хэйшуй.

Но поскольку к востоку от Аньчэгу находится не река Амур, а река Уссури, то невольно вспоминается применявшееся прежде китайцами для Уссури название 乌江 Уцзян (乌 У- черный, черный ворон + 江 цзян – река), означающее Черная Река (или же Черного Ворона Река), т. е. тоже самое, что 黑水 Хэйшуй – Черная Река.

Объясняется это довольно просто. Китайцы истоком Амура считают исток реки Сунгари. У Сунгари два истока: Тоудоцзян – Первая Речка и Эрдоцзян – Вторая Речка. Собственно же Сунгари делится на Ди И Сунхуацзян – Первая Сунгари, это от устья до места слияния с Нуньцзян (Нэньцзян; Нонни-ула), и Ди Эр Сунхуацзян – Вторая Сунгари, от места слияния с Нуньцзян до истоков, которые находятся на горе Чанбайшань (Пэктусан) в священном озере Тянь-чи. Поскольку река Сунгари – это река Хэйшуй в древности, то и Амур после впадения в него Сунгари по современным понятиям должен был являться ни чем иным, как рекой Хэйшуй. До XVII века река Амур не имела общего названия по всей длине (впрочем, как и в данное время). Известно для реки Амур более 50 названий на разных языках.

В киданьской государственной истории 契丹国史 (Цидань гоши) говорится: «Хуанлунфу 黃龍府 (Область Желтого дракона, - Г.Л.) находится в местности вблизи Хуньтунцзян, то есть она составляет древнюю Сумохэ Хэйшуй 粟末河黑水. Сумохэ Хэйшуй находится в землях Сумо Мохэ粟末靺鞨. Позднее это владение стало Боккаи (Бохаем)». Как видим, здесь река Сумохэ и Хэйшуй отожествляются, то есть это одна и та же река.{15} Причём, это верхнее течение реки Сунгари. Так же отожествляются, как один и тот же народ, племена 粟末 Сумо и 靺鞨 Мохэ, и эта идентификация народов не вызывает сомнения практически ни у одного серьёзного историка. Отсюда видно, что мохэ жили на реке Сумо, то есть около современной реки Сунгари.

Понимание, что река Сунгари и древняя Хэйшуй – это одна и та же река, позволяет объяснить очень многое из исторического прошлого, затянутого дымкой различных интерпретаций одних и тех же летописных текстов. Становится ясным почему китайский историк 李心傳 Ли Синьчуань в Цза-цзи сообщал, что к северо-востоку от нюйчжэней находилось какое-то монгольское государство, которое в период государства 唐 Тан (618-907 гг.) называли племенем 蒙兀 Мэн-у, также и при Айсинь Гурунь (1115-1234 гг.) его называли Мэн-у. Кроме того, нюйчжэни называли то государство ещё и 萌骨 Мэн-гу. Нюйчжи воевали против Мэн-гу, но не смогли его победить и были вынуждены только удерживать важные стратегические пункты и подкупать правителей Мэн-гу щедрыми подарками, то есть выплачивать своеобразную дань.

Что касается японских историков, то они не отожествляют участок реки Сунгари от слияния с рекой Нонни до впадения в Амур (Кокурюукоо), называемый ныне 混同江 Хуньтунцзян, с последующим нижним течением Амура от впадения в неё Сунгари до устья, к которому современные китайцы в исторических исследованиях кроме названия Хэйлунцзян 黑龙江 применяют также название 混同江 Хуньтунцзян.

Японцы, как и китайцы, подразделяли нюйчжэней на «цивилизованных, культурных, знакомых» и «некультурных, диких, незнакомых». Но, кроме того, они выделяли ещё и «желтоголовых нюйчжэней» – Коотоо Зёсин 黃頭女真 (кит. Хуантоу нюйчжэнь), которые жили в горах, и называли их Гоосокан Зёсин 合蘇館女真 (кит. Хэсугуань нюйчжэнь). На запад от них находилась река Гоосокава 合蘇河 (кит. Хэсухэ). На карте из музея города Ачэн территория Хэсугуаньлу показана на Ляодунском полуострове (Карта №1 и русская калька Карта №2).

Обращает на себя внимание то, что китайцы и японцы применяют в отношении нюйчжэней, живших севернее «культурных, знакомых» нюйчжэней, понятие «незнакомые». То есть онине знают народа, жившего к северу от Ляодунского полуострова, к северу от верхнего течения реки Сунгари. Этот народ не только не подвластен китайцам, но и просто не знаком им.

В японских летописях есть сведения, что нюйчжэни в 1019 году на более чем 50 судах произвели нападение на корейское государство 高麗 Корё (Гаоли), ограбили прибрежное население, завоевали остров Цусима, а затем напали на остров Ики. После этого вторглись в Японии в провинцию Цикузен на острове Кюсю. Разграбили остров Нокозима, а затем подвергли разграблению местности Хаката и Фунакосицу, произвели набег на уезд Мацуура-гоори в провинции Хизэн, но там потерпели поражение. После этого нюйчжи ушли из Японии и совершили второе нападение на Корё (Гаоли). Эти сведения свидетельствуют, что за сто лет до образования государства Айсинь Гурунь нюйчжэни были достаточно организованы и сильны, чтобы нападать на Корею и Японию. Японцы называли их Тоои «Ножевые дикари» (刀夷, кит. Дао-и). Это также свидетельствует об обладании нюйчжэнями морским побережьем, где находились их мореходные суда.

В Японии существуют легенды и сказания, что выдающийся японец源義經 Минамото но Ёсицунэ (1159-1189 гг.), носивший в детстве имя 牛若 Усивака (имя 義經 Ёсицунэ получил в 16 лет после церемонии смены детской одежды и головного убора на одежды взрослого мужчины), имел прямое отношение к историческим событиям в Маньчжурии и Китае. До этого он одержал несколько блистательных побед над домом Таира в Японии, приведших к гибели малолетнего императора 安德天皇 Антоку-тэнноо. Его собственный брат Ёритомо, из-за страха перед возросшей славой и зависти к победам Ёсицунэ, приказал убить Ёсицунэ. Тогда Ёсицунэ бежал на материк Азии, где вступил в сношения с туземными племенами. По одним источникам, он стал ни кем иным, как самим Чингис-ханом, а по другим, поступил на службу к нюйчжэням и стал потом родоначальником маньчжурской династии, создавшей в последующем империю 大清 Дайцин. Существуют ещё легенды и о бегстве Ёсицунэ на остров Эзо (Хоккайдо) и его жизни там среди племён варваров. Официальная же история свидетельствует, что Ёсицунэ, преследуемый войсками Ясухира по приказу Ёритомо, отважно защищался в крепости Коромогава. Видя невозможность противостоять превосходящему числу противников, он убил свою жену и детей, затем покончил с собой (1189 г.). Его голову Ясухира положил в спирт и отправил в Камакура к Ёритомо. Таким образом, легенды опровергаются с достаточной убедительностью.{16} Вообще-то легенду пребывания Ёсицунэ на острове Эзо (Хоккайдо) японские националисты используют в качестве доказательства прав на захват японцами айнского острова.

На главную
Предыдущая страница статьиСледующая страница статьи